Признаки  отклоняющего поведения у подростков, тактика  оказания помощи.

Признаки  отклоняющего поведения у подростков, тактика  оказания помощи.

Отклоняющее поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам

Виды отклонений:

  • уклонение от  учебной и трудовой деятельности;
  • систематическое пребывание в антиобщественно настроенных  неформальных группах;
  • антиобщественные насильственные действия (агрессии, драки, порча имущества);
  • антиобщественные корыстные действия;
  • антиобщественные действия сексуального характера;
  • злоупотребление алкоголем;
  • употребление наркотиков и токсических веществ;
  • азартные игры;
  • уход из дома, бродяжничество;
  • прочие виды отклоняющегося поведения.

Причины отклонений: медико-биологические факторы, социальные (стрессы), психолого-педагогические (особенности темперамента, характера)

Психотравмирующие факторы:

  • шоковые психические травмы (нападение животного, появление чужого человека в семье, удар грома);
  • психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия (утрата или болезнь одного из родителей, ссора со сверстниками);
  • хронически действующие психотравмирующие ситуации (семейные конфликты, противоречивое или деспотической воспитание, неуспеваемость);
  • факторы эмоциональной депривации составляют группу воздействий, складывающихся из недостатков ухода, заботы, ласки (разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную, теплую атмосферу).

Типы кризисных ситуаций:

  • отсутствие или утрата чувства безопасности, защищенности (враждебна, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, утрата или болезнь  близкого человека, противоречивое воспитание или смена его типа, чуждое окружение за рамками семьи);
  • беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в чужую семью, направление в детское учреждение, госпитализация);
  • в школьном возрасте (помимо ситуаций, упомянутых выше (невозможность соответствовать ожиданиям семьи – быть отличником, рекордсменом);
  • переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи;
  • неприятие семьей, детским коллективом, педагогами;
  • неспособность справиться с учебной нагрузкой;
  • враждебное отношение родителей, педагога;
  • отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;
  • ситуация, опасная для здоровья;
  • заболевание с предполагаемым фатальным исходом .

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕАКЦИЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ:

  • эмоциональная слабость, несдержанность;
  • состояние уныния, подавленности, «скуки», сниженное настроение, грустные мысли, стремление к уединению, замкнутость, суицидные мысли, намерения, поступки, нарушение социальной приспособляемости, эпизоды приема алкоголя, лекарственных вещественных, уходы из дома, бродяжничество, манкирование школьными занятиями, ухудшение успеваемости.

При наличии одного из перечисленных признаков необходима консультация психолога!!!

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Характерологические личностные реакции – специфические модели поведения, как реакция на неблагоприятное воздействие средовых факторов.

Реакция отказа, наблюдается преимущественно у детей раннего возраста, как реакция на разлуку с матерью, отрыв от семьи, привычной обстановки (заторможенность, малообщительность, отказ от пищи, привычных  игр).

Реакция оппозиции – наблюдается на всех возрастных этапах (нарочитая грубость, непослушание, категорический отказ выполнять какие-либо поручения).

Реакция имитации – стремление во всех подражать определенному лицу или образу.

Реакция компенсации – стремление скрыть или восполнить свою слабость, несостоятельность в одной области деятельности успехами в другой

(физически слабый мальчик отказывается от уроков физкультуры, но охотно посещает технический кружок).

Реакция эмансипации – наиболее характерна для подросткового возраста (потребность освобождения от контроля и опеки взрослых, протест против установленных правил и порядков, стремление к независимости).

Реакция группирования со сверстниками – это канал информации, новый вид эмоциональных контактов невозможных в семье.

Патологические личностные реакции проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях в поведении ребенка или подростка, ведут к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождаются невротическими расстройствами.

В случае если ребенок употребляет ПАВ, наркотические либо психотропные средства меняется поведение, самочувствие несовершеннолетнего:

  • скрытность ребенка, пропуски в школьных занятиях, которые не находят объяснения;
  • сонливость по утрам, падает интерес к прежним увлечением;
  • худшение памяти, снижение успеваемости;
  • появление нового круга друзей  или меняется поведение старых;
  • неустойчивое настроение, изворотливая лживость;
  • следы потребления веществ.

В случае предположения  о том, что подросток находится в состоянии наркотической интоксикации или в состоянии абстиненции:

  • пригласить мед/ работника (возможно, имеет место угроза для жизни);
  • задействовать  нарколога (информация о возможных вариантах лечения);
  • начинать обсуждение данной проблемы только после исчезновения признаков опьянения  (лучше проводить беседу будет человек у которого складываются доверительные отношения);
  • необходимо убедить ребенка в необходимости обследования и лечения;
  • первичную диагностику можно провести в домашних условиях с помощью экспресс диагностики содержания психоактивных веществ в моче с помощью специальных индикаторов, которые свободно продаются в аптеке;
  • анонимное обследование можно провести в Калужском областном наркодиспансере.

Отдел по делам семьи, опеки и попечительства

Управы муниципального района “Барятинский район”

Признаки  отклоняющего поведения у подростков, тактика  оказания помощи.

(C) 2018 Управа муниципального района "Барятинский район" тел/факс: 8(48454)2-42-35; e-mail: abaryat@adm.kaluga.ru