Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории МР «Барятинский район»

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 г. N 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  услуга по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов с 01 января 2019 года  переведена из разряда жилищных в коммунальные.

            На территории Калужской области полномочия по исполнению данной услуги возложены на ГП «КРЕО» — выбранного на конкурсной основе регионального экологического оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Соглашение о деятельности данного государственного предприятия было подписано 28 апреля 2018 года с  министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской  области.

            Расчет платы за коммунальную услугу по вывозу и утилизации ТКО с 01.01.2019 года осуществляется в соответствии с нормативами накопления твердых коммунальных отходов на территории Калужской области, установленными Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области №358 от 26.09.2018 г., а так же  в соответствии с единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, установленным Приказом  министерства конкурентной политики Калужской области (№565-РК от 20.12.2018 г.).

            Согласно п. 4. ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все физические и юридические лица обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

            Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование — это миф. Не могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от продуктов, хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор. Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, нанося огромный ущерб окружающей среде.

            Такие жители частного сектора никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Однако теперь ситуация кардинально изменилась. В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.

Плата за услугу по обращению с ТКО, если в квартире никто не живёт, рассчитывается по количеству собственников

Если в квартире нет постоянно или временно проживающих, то плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается по количеству собственников. Но что делать, если в помещении совсем никто не живёт? Вопрос не так прост. Рассказываем, что думает на этот счёт Верховный Суд РФ.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении людей объём коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (п. 148.36 ПП РФ № 354). Именно этот пункт попыталась оспорить в Верховном суде РФ собственница квартиры в многоквартирном доме. Она указала на то, что данная норма противоречит положениям ГК РФ, ЖК РФ и Закона о защите прав потребителей и нарушает её право оплачивать только те услуги, которые ей были оказаны. В квартире заявительницы на момент судебного разбирательства уже год никто не проживал, но региональный оператор по обращению с ТКО ежемесячно выставлял счета на оплату и отказывался делать перерасчёт. Ссылаясь именно на п. 148.36 ПП РФ № 354 (согласно пункту 148 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила), при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения), он рассчитывал плату за услугу исходя из количества собственников помещения и полагал, что дальнейшему уменьшению эта плата не подлежит. Верховный суд РФ, вынося решение от 26.02.2020 № АКПИ19-967, отказал собственнице в удовлетворении искового заявления, но сделал важный вывод, на который можно ссылаться при рассмотрении подобных дел.

Собственник должен обеспечивать обращение с ТКО

            В пункте 148.36 ПП РФ № 354 обозначены правила расчёта объёма коммунальной услуги по обращению с ТКО для случая, когда в квартире нет постоянно и временно проживающих. Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или его части должен обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами, то есть их транспортирование, обезвреживание и захоронение. Для этого он заключает с региональным оператором договор. Так как нельзя определить объём индивидуального потребления услуги по обращению с ТКО, плата за неё рассчитывается по числу постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей. Если же информации о таких лицах нет, то – по количеству собственников жилого помещения.

Перерасчёт за услугу по обращению с ТКО возможен

            Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, если собственники, наниматели или кто-то другой не используют помещение, то это не считается поводом для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за некоторые коммунальные услуги определяется по нормативам потребления. Если в жилом помещении временно отсутствуют проживающие, собственник помещения платит за такую КУ с учётом перерасчёта платежей. Перерасчёт делается за период отсутствия граждан. Его порядок утверждает Правительство РФ. Обращение с ТКО – как раз такая коммунальная услуга. Так как плата за ней определяется по нормативу, то, исходя из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, возможен перерасчёт. Верховный суд РФ отметил, что на это Правительство РФ указало уже в самом оспариваемом п. 148.36 Правил № 354. Не напрямую, но такой вывод очевиден. Перерасчёт делается при временном – более пяти календарных дней подряд – отсутствии потребителя в жилом помещении согласно разделу VIII ПП РФ № 354.

Если региональный оператор не делает перерасчёт, необходимо обратиться в суд

            Верховный суд РФ, рассмотрев дело, пришёл к выводу, что п. 148.36 ПП РФ № 354 не противоречит нормам Гражданского и Жилищного кодексов РФ и Закона о защите прав потребителей. Суд указал на частный случай временного отсутствия потребителя, для которого регоператор обязан сделать перерасчёт платы за обращение с ТКО, – полное отсутствие проживающих в квартире. Если региональный оператор в такой ситуации отказывает в перерасчёте платы, необходимо обратиться в суд.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/vyvoz-tko/11754-delaetsya-li-pereraschyet-platy-za-tko-esli-v-kvartire-nikto-ne-zhivyet

Как платить за твёрдые коммунальные отходы, если в собственности два и более объекта недвижимости?

Услуга «Обращение с ТКО» не так давно стала коммунальной наравне с водо-, газо-, тепло-, энергоснабжением. А это значит, что на нее распространяется 155-я статья Жилищного кодекса Российской Федерации «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги».

            Согласно закону, «неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги».

            Расчет платы за «Обращение с ТКО» производится согласно количеству прописанных лиц. Если же по адресу никто не зарегистрирован, то плата взимается исходя из числа собственников жилого помещения (Постановление правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

            Поэтому платить за вывоз услугу «Обращение с ТКО» необходимо по обоим адресам: и там, где прописан клиент, и там, где он владеет имуществом. Данная практика действует по всей стране, где оплата за услугу по обращению с ТКО начисляется по количеству человек прописанных в жилом помещении.

            Естественно, в ряде случаев, можно оформить перерасчет — это касается тех, кто зарегистрирован в одном месте, но фактически находился в другом.   Например, если человек отсутствовал по адресу официальной регистрации более пяти суток, находясь в отъезде. В этом случае необходимо предоставить справку с места пребывания, билеты или иные подтверждающие документы, а также заявление с просьбой о перерасчете стоимости услуги за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца итоговая сумма по услуге обращения с ТКО будет указана с учетом данного вычета.

            Кроме того, перерасчёт возможен, если члены семьи, официально зарегистрированные по определенному адресу, учатся или работают в других городах. В данном случае необходимо предоставить документ, подтверждающий факт проживания зарегистрированного по адресу человека в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения, с работы или другие документы (их полный список приведен в постановлении Правительства РФ № 354).

            Выдержка из раздела VIII. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 31.07.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

            93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

            а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

            б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

            в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

            г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

            д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

            е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

            ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

            з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

            и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

(пп. “и” в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)

            к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

            94. Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

            Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

            Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

            95. Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

(C) 2021 Управа муниципального района "Барятинский район" тел/факс: 8(48454)2-42-35; e-mail: abaryat@adm.kaluga.ru