Отдел опеки и попечительства информирует

Инфоримация о профилактике и предотвращении фактов деструктивного поведения несовершеннолетних

Беря каждую отдельную личность, мы всегда стараемся дать оценку её поведению. Оценка всегда подразумевает сравнение объекта с каким-либо показателем нормы, деструкция – не исключение.

         Деструктивное поведение является одним из центральных предметом внимания в современной психологии, подростковой педагогике и социологии. Проблема деструктивного поведения среди подрастающего поколения активно исследуется учёными с начала ХХ века. Именно с этого периода появляются попытки объяснить предпосылки поведения деструктивной направленности. Особый интерес вызывает осмысление особенностей деструктивного поведения у подростков.

Деструктивное поведение подразумевает:

 – плохую успеваемость;

 – акты жестокости;

 – употребление/злоупотребление ПАВ;

 – ранний/незащищенный секс;

 – проблемы с психическим здоровьем;

 – суицидальные попытки;

 – агрессивность;

 – нежелание соблюдать социальные нормы;

 – проблемы эмоционального характера;

 – неспособность адекватно выражать свои чувства;

 – неспособность преодолевать стресс;

 – проблемы во взаимоотношении с людьми;

 – низкая  самооценка.

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности по отношению к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.

Есть ряд типичных проявлений деструктивного поведения подростков, к ним относят:

 – бродяжничество,

 – воровство,

 – драки,

 -побеги из дома,

 -нанесение ущерба чужому имуществу и попытки суицида.

Многие психологи видят одной из их основополагающих причин – семью. Семейная среда формирует деструкцию в подростке через подражание. Когда семья, в частности родители, не выполняют свою социальную роль, когда имеет место педагогическая запущенность индивида, это порождает формирование у подростка негативных ассоциаций с семьей, и она становится источником психологических переживаний и проблем. Все это приводит подростка к социальной дезадаптации.

Можно выделить три группы деструктивного поведения:

1. Внешне деструктивное. Оно противоречит принятым моральным и правовым нормам и угрожает нормальной жизни общества (нарушение закона, чрезмерное употребление спиртного, наркомания).

2. Косвенно-деструктивное (агрессивное поведение, грубая речь, конфликтность).

3. Аутодеструктивное. Поведение, вызванное расстройством личности и психическими заболеваниями (аутизм, нарциссизм, наркомания, склонность к суициду).

Деструктивное поведение проявляется в деструктивных действиях, которые в свою очередь выступают как:

1. Средство достижения цели, имеющей значения для индивида.

2. Способ достижения психологического комфорта.

3. Способ самоутверждения.

Известны различные формы психопрофилактической работы.

1. Первая форма – это организация социальной среды. Мы уже не раз отмечали больше влияние социума на подростка. Действуя через социальные факторы, оказывая на них влияние, можно избежать девиации. Влияние можно оказать как на общество в целом, создав негативную установку на отклоняющиеся поведение, так и на семью, круг общения, образовательную организацию или лично на индивида.

2. Информирование. Эта форма предполагает донесение информации о вреде курения и употребления алкоголя посредством лекций, бесед, видеофильмов, рекламных роликов. Главное, что информация должна быть взята из достоверных источников и отражать реальные факты.

3. Обучения социально важным навыкам. Чаще всего эта форма воздействия реализуется посредством всевозможных тренингов. Зачастую именно эта форма оказывает наибольшее влияние на подростковую среду.

4. Организация деятельности, замещающей деструктивную. Например: искусство, путешествия, познавательная деятельность.

5. Организация здорового образа жизни. Каждый индивид должен быть ответственен за свое здоровье.

6. Активизация личностных ресурсов. Индивид должен проявлять активность, выражать себя и развиваться.

7. Сведение к минимуму губительных последствий деструктивного поведения. Здесь подразумеваются профилактика рецидивов и конструктивная помощь подростку, склонному к девиации поведения.

Профилактика и непосредственная коррекция деструктивного поведения имеет свои этапы:

1. Формулирование проблемы.

2. Формулирование гипотез о причине деструкции.

3. Диагностика.

4. Подбор форм и методов коррекционной работы.

5. Их использование на практике.

6. Разработка соответствующей программы.

7. Реализация программы.

8. Диагностирование эффективности программы.

Итак, подводя итог, мы можем отметить, какую важную роль играет комплексный подход к решению проблемы. Очень важно создать все условия для нормальной жизнедеятельности индивида, объяснить все опасности его поведения и проследить, чтобы работа по преодолению девиации велась грамотно, последовательно и одновременно со стороны всех значимых для подростка социальных институтов. Будь то семья, или круг общения, – всё должно быть направлено на благо личности. Подросток должен быть постоянно занят полезными видами деятельности и давать выход сильным сторонам своей личности. Очень важно, чтобы учебные организации устраивали досуг обучаемых, проводили мероприятия, давали возможность получения дополнительных знаний, организовывали секции, кружки, спортивные и интеллектуальные команды. Всё это не только поможет перебороть деструктивные наклонности лицам, которые уже столкнулись с этой проблемой, но и не даст возможности для их возникновения у остальных.

Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

В службе телефона доверия работают прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты.

         Их главная задача — снять остроту психоэмоционального напряжения, переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, и уберечь юного или взрослого собеседника от опрометчивых и опасных поступков.

Задача следующая:

 – вместе с абонентом проанализировать ситуацию

 – выявить ее причины

 – подсказать алгоритмы выхода из сложившегося положения

и мотивировать человека на то, чтобы он сам постарался решить проблему

Общение с психологом абсолютно анонимно: называть свое имя, фамилию адрес никто не потребует cчета за разговор, каким бы длительным он не получился, не последует.

Отдел опеки и попечительства информирует

(C) 2019 Управа муниципального района "Барятинский район" тел/факс: 8(48454)2-42-35; e-mail: abaryat@adm.kaluga.ru