Трудности первых уроков. С какими проблемами в школе сталкиваются молодые учителя.

Вопрос адаптации в любой профессии был актуальным во все времена и останется в будущем. Согласитесь, что с трудностями сталкиваются практически все, кто приходит после вуза или техникума на свое рабочее место. Молодой человек вроде бы хорошо знает теорию, но применить ее на практике не всегда получается. Такое происходит, повторимся, в любой сфере, и учительская профессия, безусловно, не исключение.

    В сферу образования региона пришли:

  • в 2016 году – 175 человек, 
  • в 2017 году – 186 человек, 
  • в 2018 году – 178 человек, 
  • в 2019 году – 252 человека, 
  • из них 157 молодых специалистов – выпускники нынешнего года.  

   Ужасные ВПР?

    Проблемы вхождения в профессию молодых учителей обсуждались в областном центре на площадке «Точка кипения». В диалоге приняли участие министр образования и науки региона Александр Аникеев, директора школ, опытные и молодые учителя. Участники дискуссии затрагивали, в частности, вопросы профессиональной подготовки учителей, взаимодействия с родителями и коллегами, индивидуальной работы с детьми, внеурочной деятельности.

    Говорилось в том числе и о важности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, проведения Всероссийских проверочных работ (ВПР). К сожалению, пока в учительской среде, в том числе и среди молодежи, преобладает метод запугивания. Экзамены и проверочные работы преподносятся детям как что-то ужасное. Но необходимо понимать, что пугать – это плохой метод. Лучше, конечно же, заинтересовывать, вдохновлять детей. Это принесет больший эффект.

    – Я считаю, что проверочные работы в школе нужны. Допустим, в 4 классе проверочные работы помогают учителю понять, с какими знаниями дети пойдут в 5 класс, помогают разобраться, какие темы даются детям легче, а какие – труднее. Помогают выработать индивидуальный подход, понять, каким детям необходимо уделить больше внимания, – делится учитель начальных классов Елена СТЕПАНОВА.

   Дисциплина и смартфоны

    Многие молодые учителя считают, что главная проблема, с которой они сталкиваются, это налаживание и поддержание дисциплины в классе. Очень часто это связано, конечно же, с использованием мобильных телефонов и смартфонов на уроке. И эта проблема уже не первый год существует в каждой школе, может быть, за исключением сельских малокомплектных. Учителя согласны, что совсем запретить сотовые телефоны в школах сегодня невозможно. Также многие сходились во мнении, что современный учитель должен уметь использовать мобильные телефоны на своих уроках как дополнительный ресурс. Действительно, телефон может быть и средством обучения. Еще очень важно то, как сам учитель относится к мобильному телефону. Нужен личный пример.

    – Я первый год работаю в школе. Самая главная проблема для меня сейчас не дисциплина в классе, а общение с родителями. У них возникает очень много вопросов, чаще всего они касаются домашних заданий, – говорит Алина ГОРЯЧЕВА, учитель начальных классов.

    Затрагивалась и проблема поведения учителей в социальных сетях. К сожалению, случается, что педагоги в общении с детьми в виртуальном пространстве позволяют себе излишние вольности. Но, вне сомнения, учителям постоянно нужно следить за своим поведением, за своими словами – на уроке, и после уроков, и в социальных сетях.

   Нагрузка и наставничество

    Еще одна проблема, с которой может столкнуться в школе молодой педагог, это нагрузка. Она сразу может оказаться очень большой. Много уроков плюс еще может быть классное руководство. Человек соглашается, но не всегда понимает, на что идет. Если нагрузка большая, то тогда должно быть и соответствующее сопровождение. Важно, чтобы молодой педагог не испугался, чувствовал, что его поддержат. Безусловно, актуальным остается вопрос наставничества. Наставничества не формального, а чтобы наставником был человек, который мог бы помочь молодому педагогу в практической работе, подсказать, как лучше провести тот или иной урок, как общаться с детьми.

    В заключение хочу сказать, что, безусловно, очень хорошо, что проблемы, которые существуют в школьной среде, не замалчиваются, обсуждаются. Ведь когда о проблемах говорят, то легче, наверное, найти и пути их решения. И еще важно, чтобы молодые учителя становились более активными, не боялись высказывать свое мнение.

   А как у них?

    В настоящее время во многих странах Евросоюза разработаны специальные программы, помогающие молодым педагогам легче адаптироваться в профессии. Дело в том, что школы становятся все более многонациональными, повсеместно распространено инклюзивное образование, что требует умения работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Начинающие учителя зачастую испытывают стресс, когда они вынуждены брать на себя всю полноту ответственности за классы, в которых преподают. Оказавшись в школе, вчерашние студенты в странах Европы остро ощущают нехватку опыта и иногда не выдерживают нагрузки. Многие, приступая к работе, уверены в том, что знают, чему и как учить детей. Но очень скоро возникают различные проблемы, и молодые люди теряют уверенность, у них возникает сомнение: не ошиблись ли они, выбрав профессию учителя?

    Среди главных проблем учителей в странах ЕС отмечаются: нехватка времени, отсутствие должного отклика или признания, переоценка своих возможностей, трудности в поиске баланса между работой в школе и личной жизнью.

Источник: https://kgvinfo.ru/novosti/sotsialnaya-sfera/trudnosti-pervykh-urokov-/

Трудности первых уроков. С какими проблемами в школе сталкиваются молодые учителя.

(C) 2019 Управа муниципального района "Барятинский район" тел/факс: 8(48454)2-42-35; e-mail: abaryat@adm.kaluga.ru