ВЕРНЫЙ КУРС

Штурманы на флоте – особая каста. А штурман-подводник – это вдвойне почётная профессия. Определить место подлодки в подводном положении, когда беспомощны современные средства спутниковой и радиолокационной навигации и нет зрительных ориентиров, – задача, требующая совершенных навыков и умений.

С ней без труда справляется штурман большой дизельной подводной лодки «Владикавказ» капитан-лейтенант Сергей Шишкин. Сергей родился в Калужской области. Выбор будущей профессии казался делом далёким, пока однажды, находясь в городе Обнинске, он не встретил военных моряков. Увидев военно-морскую форму, Сергей твёрдо решил связать свою жизнь с Военно-морским флотом. После школы юноша поступил в Санкт-Петербургский военно-морской институт – Морской корпус Петра Великого.

 – Я слышал, что штурманский факультет – один из самых престижных, да и при продвижении по командной линии штурманам отдаётся предпочтение, – рассказывает Сергей. – При этом понимал, что учиться будет сложно. Профессия очень наукоёмкая: необходимы математический склад ума, способности к черчению, а также особые черты характера, среди которых высоко ценятся аккуратность, пунктуальность и скрупулёзность.

Во время морской практики, которая проходила в полярнинском подплаве, курсант Шишкин познакомился со своим будущим местом службы. Посещение подводных лодок «Новосибирск», «Липецк» и «Магнитогорск» произвело на Сергея неизгладимое впечатление. – Поразил быт подводников – аскетичный, с минимальным комфортом, но больше всего удивила сплочённость экипажей, не показное, а истинное братство подводников. Здесь всегда готовы подставить плечо, помочь и словом, и делом. Это меня покорило, и после выпуска я использовал все возможности, чтобы опять вернуться в Полярный. В 2011 году инженер БЧ-1 лейтенант Шишкин поднялся на борт подводной лодки «Магнитогорск» уже полноценным членом экипажа. В то время она была одной из самых ходовых лодок Северного флота, а постоянная практика – лучшее подспорье молодому офицеру. Помимо освоения штурманской специальности, на повестке дня стояли сдача зачётов на допуск к дежурству по кораблю, изучение всех систем и механизмов корабля, ведение документации и работа с подчинённым личным составом. Сергей Иванович успешно справился со всеми сложностями становления. – Особое волнение испытывал во время первого выхода в море, когда сам прокладывал курс подводной лодки, – вспоминает Сергей Шишкин. – Тогда отчётливо понял, что все годы обучения шёл к этому, и сейчас от моих действий, внимательности, расчётов зависит выполнение задачи. На первых порах молодому офицеру помогал командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Александр Соловьёв. Он добивался, чтобы действия подопечного были доведены до автоматизма, а высокий темп работы не сказывался на качестве. Расчёт, определение места, прокладка на карте, запись, доклад и снова – расчёт, определение места и так далее. Лодка идёт, и каждую минуту её местоположение меняется. Работа только по приборам, в показаниях которых надо быстро сориентироваться. И здесь помощь наставника была крайне важна. Зимой 2012 года лодка «Магнитогорск» совершила межфлотский переход на Балтику. Лучшую практику для молодого штурмана сложно представить. Маршрут субмарины пересекал воды четырёх морей – Баренцева, Норвежского, Северного и Балтийского. Сложные гидрометеорологические условия, незнакомый морской театр, высокая интенсивность судоходства, проходы узкостей – чтобы всё это преодолеть, начинающему штурману требовалась хорошая выучка. Важным событием капитан-лейтенант Шишкин считает участие в первом главном военно-морском параде, проходившем в 2017 году в Санкт-Петербурге. – Это ответственное мероприятие – в параде участвовало много кораблей, а места для манёвров было мало. Волнение вселяло и то, что на нас, без преувеличения, смотрел весь мир! – рассказывает Сергей Шишкин. – Параду предшествовали многочасовые тренировки: занятие заданной точки, постановка и снятие с бочки, выход в район, разворот. Согласно расписанию корабельного боевого расчёта при прохождении узкости штурман находится на мостике и передаёт в рубку данные по ориентирам и кораблям в районе для последующего нанесения на карту. Тут важна не только скорость, но и высокий уровень взаимопонимания, который достигается тренировками. Я горд, что наш экипаж с честью выполнил все поставленные задачи! Традиционно главными качествами штурмана считаются требовательность к себе, высокая ответственность и сомнения в собственных расчётах, а следовательно, постоянная их проверка. Штурманам свойственно извилистыми путями сомнений прокладывать верный курс корабля и уверенно держать его.

                      Евгения ДРУЗЬЯК.

(Газета «На страже Заполярья»).

ВЕРНЫЙ КУРС

(C) 2020 Управа муниципального района "Барятинский район" тел/факс: 8(48454)2-42-35; e-mail: abaryat@adm.kaluga.ru